Является ли слоган объектом авторского права и как его защитить

Является ли слоган объектом авторского права и как его защитить

Созвучный и лаконичный слоган – есть продукт творчества компании, который как правило является очень ценным для ее имиджа. Если ли способы защиты таких фраз, или же слоган может быть с легкостью использован безнаказанно прямыми конкурентами? Всего могут быть 3 способа защиты слогана: как объекта авторского права, как торговой марки, и с помощью законодательства по защите экономической конкуренции.

Слоган как объект авторского права

Статья 9 закона «Об авторском праве и смежных правах» определяет, что часть произведения, которая может использоваться самостоятельно, в том числе и оригинальное название произведения, рассматривается как произведение и охраняется в соответствии с этим актом. Отсюда следует вывод, что любая закончена фраза, которая может использоваться самостоятельно, гипотетически подпадает под охрану как объект авторского права. Например, в США законодательство четко определяет обратное: закон об авторском праве не защищает имен, названий, коротких фраз или выражений. По нашему законодательству, слоган может охраняться как объект авторского права, если фраза настолько оригинальна, что невероятной есть случайность ее совпадения. Выражение должно иметь творческий характер, быть оригинальным и выражаться в объективной форме. Но проблема заключается в том, что, во-первых, сложно доказать творческий характер фразы. Во-вторых, идеи не охраняются авторским правом. В-третьих, слоганы часто являются общими идиомами, поэтому свободны для использования кем-либо.

Защита слогана как торговой марки

Если выбраная фраза не подпадает под защиту авторским правом, ее можно защитить как торговую марку. По правилам Европейского Союза, слоган должен восприниматься как средство индивидуализации источника происхождения товара или услуги, а не как простое рекламное обращение. В ЕС предусмотрено, что слоган не должен быть: обманчивым или вводящим в заблуждение; общеупотребительным для товаров и услуг определенного вида; со сроками, необходимыми для продажи и реализации товаров; описательным или иметь хвалебный характер. В Украине, к сожалению, эту формулу не всегда применяют, потому как в Украине требования к регистрации слогана как торговой марки намного проще. Если задать в поиске Укрпатента словоформу «людям», он выдаст много зарегистрированных фраз, в том числе «Добрым людям», «Добрым людям на добро» и другие. Поэтому выходит, что у нас можно зарегистрировать почти любой слоган как торговую марку. Зато в Евросоюзе подходы к этому достаточно взвешенные и раньше такой возможности вообще не предусматривалось. Считалось, что слоган – это просто рекламная фраза.

Защита экономической конкуренции

Если фраза не соответствует условиям охраноспособности, как объект авторского права или торговая марка, правообладатель может обратиться в закон «О защите от недобросовестной конкуренции». И со ссылкой на ст.4 этого акта попытаться доказать ее неправомерное использование. Нарушением может быть признан не только плагиат. Антимонопольный комитет применяет санкции к компаниям, слоганы которых вводят в заблуждение. Согласно ст.151 закона нарушением является распространение, в том числе в рекламе, неполных, неточных и ложных сведений. В частности, часто ложными признают фразы, касающиеся лекарственных средств. Однако не только. Например, таким был признан слоган «Лучшая сеть супермаркетов Украины 2011 года». Антимонопольный комитете признал, что независимый онлайн-опрос, на который ссылалась компания, не охватывал значительное количества сетей, работающих в Украине. Подытоживая, отметим, что слоганы, как и названия произведений, в большинстве случаев не могут охраняться как объекты авторского права из-за их минимального уровня творческого характера. В то же время слоганы не всегда могут быть зарегистрированы как торговые марки по причине отсутствия в них различительной способности. Поэтому компания Justis считает, что одной из лучших способов защиты является защита от недобросовестной конкуренции.